Среда, 15.05.2024, 21:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МО учителей истории и обществознания

Мини-чат
200

Наши статьи

Главная » Статьи » Статьи наших учителей

"Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности" (учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №20 г.МВ Севумян Г.М.)

В развитии современной системы образования Российской Федерации актуальным является вопрос формирования функциональной грамотности у учащихся. Это связано с ускоряющимися темпами развития современного мира, появлением новых технологий и технических усовершенствований, требованиями социально-экономического и психологического развития общества, возникновением новых профессий, возрастающими информационными потоками. Для успешной социализации и реализации себя в новых условиях необходимо уметь работать с большим объёмом информации, отбирая важную, применять знания на практике при решении нестандартных ситуаций, использовать в повседневной жизни полученные знания, умения и навыки, принимать грамотные и ответственные решения. Функциональной грамотности становится инструментом решение этих задач.

Наиболее полное определение термина дал советский и российский учёный- лингвист и психолог А.А Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Сходное понимание функциональной грамотности используется в Программе международного сравнительного исследования PISA в вопросе: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

Нормативной базой изменения системы образования РФ служат:

1. Государственная программа Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018 - 2025 годы).

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

К основным направлениям формирования функциональной грамотности относят читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую грамотности, креативное мышление и глобальные компетенции.

Рассмотрим финансовую грамотность как составную часть функциональной грамотности. Что же подразумевает понятие «финансовая грамотность»? В Распоряжении Правительства РФ от 25 сентября 2017г. № 2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы приводится следующее определение:

«финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния»[1].

Формирование финансовой грамотности является актуальным в связи с расширением использования финансовых услуг, предоставляемых банками и другими кредитными организациями, банковских карт и систем онлайн-расчёта в повседневной жизни, увеличением объёма финансовой информации. В современных реалиях становится важным обеспечить безопасность личным финансам, научится ориентироваться в финансовых сведениях и критически их оценивать, защищать свои права в качестве потребителей финансовых услуг. И школе отводится одно из ключевых мест в формировании финансовой грамотности. Реализация Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ в образовательном заведении возможна в трёх формах:

  1. Включение учебного материала в предметы школьной программы – обществознание, история, математика, география и др.
  2. Курс внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности.
  3. Самостоятельный учебный курс «Основы финансовой грамотности» (за счёт часов вариативной части учебного плана)[2].

В нашей школе изначально использовались первые две. С этого года  форма реализации курса «Основы финансовой грамотности» - самостоятельный предмет, который будет преподаваться в 5-7 и 10 классах на основе рабочих программ, разработанных с учётом методических рекомендаций по разработке и реализации курса в образовательных организациях Банка России. В учебном плане на изучение курса «Основы финансовой грамотности» на уровнях основного и среднего общего образования отводится 34 часа, т.е. 1 час в неделю.

Также одной из форм работы является систематический просмотр уроков по финансовой грамотности, организованной Центральным Банком России. Привлекательность данной формы работы обусловлена  участием в этих уроках специалистов-практиков, а также понятный для школьников язык, не отягощенный излишней, сложной терминологией.

Уделяется также внимание и проектной деятельности.

5 – 6 класс: «Скидки, распродажи – миф или реальность», «Мой тарифный план самый выгодный», «Мой четвероногий друг». Школьники собирают информацию о различных акциях в магазинах, изучают тарифные планы сотовых операторов, оценивают условия содержания животных в доме, проводят исследования.

7 класс: «Ремонт моей комнаты», «Приглашаю вас в путешествие». Обучающиеся составляют дизайн комнаты, смету выполненных работ в первом проекте. Во втором предлагают посетить какой-то город или страну, обосновывая свой выбор, исследуют проживание, экскурсии дорогу до места назначения, выстраиваю графики функций, диаграммы.

8 – 9 классы: «Надежный банк моего города», «Можно ли заработать в играх»,

 Старшие школьники знакомятся с услугами банков, интернет предложениями.

10 класс: «Предлагаю свой бизнес-проект», «Какую технику выгоднее купить». Ребята проектируют (или оценивают) собственный бизнес, оценивают возможности оргтехники для дома и офисов.

Нельзя и недооценивать роль ВПР, ОГЭ и ЕГЭ в формировании и развитии финансовой грамотности обучающихся. Данные формы внешней аттестации содержат в себе ряд заданий, напрямую связанных с ФГ (привести примеры)

Учебный предмет «Основы финансовой грамотности» имеет ярко выраженный метапредметный характер, поэтому реализация его учебной программы отличается своей спецификой, детерминированной практико – ориентированным подходом. Это, а также ожидаемые результаты обуславливают подбор заданий на каждом этапе ее освоения. Например, при изучении таких тем, как «Виды налогов»,  «Учимся считать налоги», «Налоги семьи», «Налоги граждан разных стран», считаем целесообразным применение задач по данной тематике.  Помимо решения готовых задач, учащиеся также с большим интересом относятся к  такой учебной деятельности, как их составление, с последующей взаимопроверкой и самопроверкой. Таким образом, учащиеся не только учатся считать налоги, но и закрепляют полученные знания, которые, несомненно, являются актуальными и практико – ориентированными.  Данное задание сопряжено с трудностями для педагога, преподающего предмет -  нужно быть готовым, что некоторые учащиеся не владеют необходимыми математическими компетенциями – в частности, не могут найти процент от числа, не могут составить пропорцию и т.п.

При изучении таких тем,  как «Понятие налогов. Их роль в жизни общества», «Понятие налоговой службы и принципы ее работы», желательно организовать работу в группах  с  использованием  проблемно – поискового метода – создание, путем самостоятельного поиска информации,  инфографики, плаката, с последующей защитой перед всеми учащимися.

В условиях реалий современности большое значение уделяется работе с информацией,  умению ее найти, правильно интерпретировать и интегрировать. Поэтому на уроках необходимо также уделять внимание работе с информационными ресурсами – например, при изучении темы «Налоги и государственные выплаты семье»  считаю, была целесообразным  организация работы с официальным сайтом пенсионного фонда – учащиеся не только смогли изучить структуру сайта, увидеть список льгот, пособий, но и воспользоваться пенсионным калькулятором и примерно посчитать свою будущую пенсию. Данный приём способствует формированию умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения.

Коллективная и групповая учебная деятельность должна быть подкреплена индивидуальной самостоятельной учебной деятельностью. Этот принцип помогает реализовать проектная деятельность. Она является важной составляющей: составление мини – проектов, таких как «Моя фирма», изготовлению брошюр, памяток и т.п. позволяет учащимся вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

 Повысить познавательный интерес и сформировать функциональную грамотность в области финансовой грамотности также будут способствовать интеллектуальные,  ролевые  и деловые игры, что позволит закрепить полученные знания. Игры могут как моделировать заданные ситуации – составление семейного бюджета, его распределение, так и быть направлены на решение конкретных учебных задач – составление  тематических  ребусов, «Своя игра», «Что где когда».

Таким образом, формы и виды работы на занятиях по «Основам финансовой грамотности» могут быть различны: это фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа, тестовые задания, викторина, решение практических задач, решение кроссвордов и анаграмм, мини-исследования, проектная деятельность, построение схем и диаграмм связей, творческая работа: постер, компьютерная презентация, деловые, интеллектуальные и ролевые игры. Вне зависимости от той формы работы, которую выбирает учитель исходя из специфика класса, необходимо быть готовым  к проблемам, связанными с математической составляющей предмета, поэтому желательно координация учебной деятельности с учителями математики.

Современные изменения образовательного процесса определяют качественно новый подход к деятельности учащихся и педагога, к ее результатам.  Функциональная грамотность как компонент образовательной среды направлена на удовлетворения информационных запросов общества, следовательно, работа  именно в данном направлении для учителя является наиболее перспективной. Повышение финансовой грамотности в школе может осуществляться с использованием разных методов и способов, но разработка самостоятельной рабочей программы, а также оценивание деятельности учащихся, на наш взгляд, имеет больший потенциал.

Реализация функциональной грамотности через уроки «Основы финансовой грамотности» для достижения поставленных целей конкретного урока должна проходить планомерно и систематически, с опорой на методическую и правовую базу. Выбор методики преподавания зависит от множественности факторов, но обобщение и анализ полученных результатов является одним из приоритетных направлений работы педагога.

Так как данный учебный предмет реализует метапредметные связи с алгеброй и математикой, в этом взаимодействии находят отражения не только сложности и трудности как для педагога, так и для учащихся, но перспективы развития совместной работы педагогов рассматриваемых направлений, выработка новых приёмов и методик, совместных уроков и составление междисциплинарных программ, что приоткрывает перспективу творчества и возможность в полной мере реализации преподавательского мастерства и потенциала учителя.

 

 

 

[1] Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности потребителей от 29.09.2017 г. [Электронный      ресурс] https://www.rospotrebnadzor.ru/.

 

[2] См. Там же.

Категория: Статьи наших учителей | Добавил: gabi777 (23.08.2022) | Автор: Севумян Габриэль Манвелович
Просмотров: 77 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените, пожалуйста, сайт нашего РМО
Всего ответов: 68

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz